• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Совершенствование порядка расчетов за коммунальные услуги: разбираем новшества проекта изменений в Правила №354

Блог Инфокрафт ЖКХ

Совершенствование порядка расчетов за коммунальные услуги: разбираем новшества проекта изменений в Правила №354

Начало года было связано с критикой начисления платы за отопление, цена за услугу выросла и существенно. Этим вопросом заинтересовалось сразу несколько госорганов, часть которых, на взгляд автора, просто ловила хайп на популярной теме защиты потребителей от «злых коммунальщиков». Но вот Минстрой к проблеме отнесся серьезно и решил доработать Правила предоставления коммунальных услуг.

Пока проект (https://regulation.gov.ru/projects#npa=126637) совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги не принят и обсуждается, мы говорим лишь о будущих изменениях.

Зачем понадобилось дополнять Правила №354

Первая причина была названа – критика существующих механизмов расчетов, прежде всего, за отопление. Но изменения в Правила № 354, безусловно, шире и касаются множества иных вопросов.

Нужно помнить, что Правила №354 не постоянны, в них периодически вносятся изменения, которые направлены на максимально полное регулирование процессов начисления и расчетов платы за коммунальные услуги.

Здравые вещи в предлагаемых Минстроем изменениях, безусловно, есть. Хотя никаких капитальных или концептуальных решений (например, способных облегчить работу УК и ТСЖ) в поправках не предлагается.

Основные изменения, предлагаемые правительством

Все изменения можно разделить на несколько групп:
- организационные вопросы по использованию Правил №354;
- вопросы по организации работы исполнителя коммунальной услуги (УК, ТСЖ и РСО);
- регулирование действий потребителей при оказании коммунальной услуги;
- измененный порядок расчета за коммунальные услуги.

Разберем каждый из них и выделим главное.

Организационные вопросы по использованию Правил №354.

Правила № 354 – большой и сложный документ. Одна его часть – это собственно сами правила, а вторая – формулы, которые переводят теорию вопроса в плоскость практической математики, оплачиваемую потребителем. Ранее спорные вопросы по применению Правил №354 комментировал Минстрой России в своих письмах. Зачастую его комментарии были довольно тенденциозны и спорны.

По новому проекту Минстрой больше не будет давать какие-либо разъяснения Правил №354. Пожалуй, это хорошо, поскольку письма Минстроя не являются нормативными актами, а их трактовка может быть двояка. Поэтому дальнейшая ориентация будет, видимо, на судебную практику, что тоже неплохо.

Еще из Правил №354 исключается старый СанПиН 2.1.4.2496-09 2009 года. Взамен него будет использоваться новый 2021 года СанПиН 2.1.3684-21. Он устанавливает требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, питьевой воде и питьевому водоснабжению, жилым помещениям.

Вопросы по организации работы исполнителя коммунальной услуги (УК, ТСЖ и РСО).

Вот самые главные нововведения.

1) В части раскрытия информации потребителя после его запроса будут знакомить с показаниями общедомового счетчика в течение 5 дней, а не одного, как было ранее. Полностью правильная мера, потому что срок 1 день приводил исключительно к злоупотреблениям со стороны потребителей. Хорошо было бы эти 5 дней изменить на 10 дней, как это установлено по другой группе информации.

2) С УК и ТСЖ снимают обязанность собирать показания индивидуальных счетчиков (ранее было требование проверять их не реже 1 раза в 6 месяцев).

Теперь это исключительное право исполнителя услуги. Тоже правильная мера, поскольку учет по ИПУ – зона ответственности потребителей. А с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 № 92 КР на СОИ можно будет довыставить по факту в случае небалансов.

3) Прописывать предоставление коммунальных услуг в договорах управления многоквартирным домом теперь не обязательно, т.к. эти вопросы прописаны в Правилах № 354. Это давно назревшая мера, т.к. констатация формальных услуг в договорах – никому не интересна уже много лет;

4) Если потребитель дважды не пустит представителей энергоснабжающей организации для замены его счетчика на «умный» прибор, то его оштрафуют на норматив с повышающим коэффициентом 5. А для остальных коммунальных услуг величина коэффициента будет 2. Хотя непонятно, с чего такая любовь Минстроя к энергоснабжающим организациям и почему у них 5, а у остальных 2. Такая избирательность в очередной раз показывает тенденциозность регулирования и нарушает принцип равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, установленный в п. 1 ст. 1 ЖК РФ.

5) УК и ТСЖ будут обязаны выставлять квитанции на бумаге, только если потребитель добровольно не согласится их получать в электронном виде, указав это в личном кабинете. Поэтому часть исполнителей услуг поспешила, заявив, что квитанции на бумаге выставлять больше не будут. С другой стороны, сама бумага теперь будет сильно желтая, т.к. ее отбеливатель был импортный. Но бумажная квитанция точно останется.

6) Исключается необходимость вводить ограничение предоставления коммунальных услуг до прекращения их предоставления. Прекращать подачу воды, газа, электроэнергии или других услуг будут сразу и полностью, но только после уведомления.

Регулирование действий потребителей при оказании коммунальной услуги.

Для потребителей изменений немного, но все же они есть.

Вот главные:

1. В помещениях разрешат не пользоваться централизованным отоплением (если это предусмотрено документацией, а переустройство узаконено). Чтобы не оплачивать отопление, придется уведомить УК. Это очень хорошая для потребителей норма, которая позволит при соблюдении установленной в законе процедуры перейти на индивидуальное отопление (газовое или электрическое) даже при наличии централизованной системы. Такие вопросы часто возникают, а суды всегда встают на сторону УК/ТСЖ. Хотя тут могут быть большие сложности с самим переустройством и его узакониванием.

2. Если потребитель пожаловался на некачественную коммунальную услугу, но при проверке по его обращению не обеспечен доступ исполнителя в помещение, услуга считается оказанной без нарушений.

3. Если у потребителя на счетчике есть термодатчик, который определяет объём горячей воды в различных диапазонах температур, объём воды, потреблённый с температурой выше 40 °C, оплачивается полностью, с температурой ниже 40 °C – оплачивается по тарифу за холодную воду.

Измененный порядок расчета за коммунальные услуги.

Основные новшества касаются порядка расчеты платы за отопление. Как и прежде, для оплаты оставили 2 способа:
- в течение отопительного периода
- равномерно в течение календарного года.

Кардинального решения отменять плату в течение календарного года – не принято. В какой-то степени это полумеры, но в Госдуме считают, что каждому дому нужно дать право самостоятельно определиться с платежами, хотя фактическая оплата выглядит все же более предпочтительно.

Хотя в пояснительной записке к проекту изменений указано, что новый порядок предусматривает повсеместный переход на оплату отопления в течение отопительного периода (за исключением г. Москвы), который должен быть завершен до 1 января 2024 года. Сейчас в регионах разный порядок: где-то платеж за отопление растянут на все 12 месяцев, как в Москве, а где-то уже перешли на оплату по времени года.

Проектом постановления предусмотрена вариативность в выборе даты для начала применения нового порядка: с начала отопительного периода либо с начала следующего календарного года. Решение о выборе способа оплаты, как и прежде, будут принимать региональные власти. Обо всех изменениях порядка расчета они будут уведомлять за 3 месяца до планируемой даты. Такие изменения позволят уйти от ежегодной корректировки платы за отопление и рассчитываться за фактически потребленный объем тепловой энергии.

Если потребитель или УК/ТСЖ не передали показания по приборам учета, то перерасчет за предыдущие периоды не производится. А при оплате отопления равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.

И все же в новом порядке расчета платы за отопление учли большую часть вариантов конструктивных особенностей МКД. Например, описан случай расчета, если один теплосчетчик учитывает потребление тепловой энергии нескольких многоквартирных домов (это свойственно для домов советской застройки). Если теплосчетчик смещен к точке подключения, то в состав платы за отопление включаются тепловые потери и для этого тоже предусмотрена формула.

Другой момент: если в помещении нет счетчика, а к потребителю заселилось много людей, о чем он не сообщил в УК, то при расчете будет применен норматив с повышающим коэффициентом 2.

Чего мы не увидели в изменениях, хотя и ждали?

1. Минстрой отказался убирать условие про то, что при смене способа управления домом или при смене управляющей организации – необходимо снова подтверждать решение о предоставлении коммунальных услуг ресурсником (ст. 157.2 ЖК РФ). Это обрекает жителей на бесправие, а УК и ТСЖ вынуждены заключать договор на весь объем коммунального ресурса, а не только КР на СОИ.

2. Одновременно не прописан механизм отказа от прямых договоров с РСО по инициативе потребителей (волю которых выражает УК и ТСЖ). Специального регулирования в Правилах № 354 нет, а потому приходиться использовать общие нормы гражданского права от отказе от договора возмездного оказания услуг.

3. Правительство не убрало из п. 6 требование о необходимости предоставления в РСО дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя. РСО вынуждают заполнять УК и ТСЖ транспортные файлы, требуя сведения, которых у последних нет, как и нет механизма их получения. Кроме того, с учетом формулировки «сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях» мы имеем систематическое злоупотребление РСО в вопросе предоставления коммунальных услуг (квитанции не выставляются без передачи полного пакета сведений с паспортными данными), хотя нормы ЖК РФ дают приоритет решению собственников о прямых договорах, а не необходимости соблюдения формальной процедуры в виде предоставления паспортных данных.

4. Не урегулирован механизм оплаты за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае использования бойлеров. Зачастую десятки собственников ставят такое оборудование, горячей водой не пользуются, а тепловую энергию в виде работы полотенцесушителя потребляют. Сейчас этот расход раскидывается на остальных потребителей. Готовых и простых решений тут нет, но их нужно начать обсуждать. Вообще по полотенцесушителям в Правилах № 354 очень сильный провал, т.к. их часто меняют на крупные, которые потребляют очень много тепла, уходящего в КР на СОИ.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Как автоматизировать работу с должниками по ЖКУ: разбираем все возможные варианты
Читать
Содержание земельного участка многоквартирного дома: фактор прилегающей к придомовой территории
Читать
Размещение наружной рекламы на общем имуществе и/или фасаде дома: новые требования и правила после 2022 года
Читать