• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Как установить шлагбаум или забор при новых Правилах противопожарного режима в Российской Федерации: обсуждаем технические решения

Блог Инфокрафт ЖКХ

Как установить шлагбаум или забор при новых Правилах противопожарного режима в Российской Федерации: обсуждаем технические решения

С 1 января 2021 г. до 31 декабря 2026 г. действуют новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановление Правительства РФ от 16 09.2020 г. № 1479 (далее – Правила № 1479). Во многом они носят дублирующий характер с теми требованиями, которые действовали ранее (№ 390). Однако много непонимания возникает в связи с ограничениями и требованиями по установке шлагбаумов, ворот и ограждений. Пытаемся разобраться в данном вопросе.

Правила № 1479: что нового?

Применительно к практике управления многоквартирными домами Правила № 1479 глобально мало чем отличаются от Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390), которые перестали действовать с 01.01.2021 г.

В Правилах № 1479 для управляющей домом организации остались обязанности:
- утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности (п. 2 Правил № 1479);
- пройти обучение мерам пожарной безопасности (пожарно-технический минимум (ПТМ) для руководителя и инструктажи для сотрудников) (п. 3 Правил № 1479);
- если ранее руководитель был обязан назначать лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты, то теперь это является правом (п. 4 Правил № 1479);
- наконец, появилась прямая норма о том, что разработку планов эвакуации людей при пожаре для многоквартирных домов делать не нужно (п. 4 Правил № 1479);
- введено ряд дополнительных обязанностей в части размещения знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено», а места, специально отведенные для курения (если они есть), обозначаются знаком «Место курения» (п. 11 Правил № 1479);
- установлен прямой запрет на использование подвальных и цокольных этажей для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если только это не предусмотрено проектной документацией (п. 8 Правил № 1479);
- наконец, введены детальные запреты на хранение мебели и прочей утвари в местах общего пользования, подвале многоквартирного дома и т.п.; запрещено устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов (если они являются аварийными выходами), а ковры, ковровые дорожки, укладываемые на путях эвакуации поверх покрытий полов и в эвакуационных проходах на объектах защиты, должны надежно крепиться к полу (п. 16 и 31 Правил № 1479).
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Многие запреты получили детальное описание в Правилах № 1479 и на первый взгляд, являются бесспорными и нужными. Однако одним из самых спорных моментов здесь стали новые требования к шлагбаумам, воротам и ограждениям, которые устанавливаются на придомовой территории.


Новые требования к шлагбаумам, воротам и ограждениям: п. 71 Правил № 1479

Правила № 1479 исходят из того, что в случае пожара система противопожарной защиты должна обеспечивать:
- автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах;
- также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.

Закон оговаривает, что допускается:
- ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах;
- или дистанционное открывание при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Сама по себе логика о том, что подъезды к дворам при пожаре должны срабатывать и открываться, являются правильной. Более того, если в доме срабатывает пожарная сигнализация, то по общему правилу необходимо, чтобы лифты (будучи подсоединенными к пожарной сигнализации) доехали до первого этажа и открыли двери (которые будут оставаться в открытом положении). Это отвечает принципам техники безопасности.

Однако Правила № 1479 исходят из того, что система противопожарной защиты установлена в любом доме, а это так. Даже в дома 2010х годов постройки система противопожарной защиты в виде извещателей и сигнализации могла быть не установлена. В таком случае требование об интеграции шлагбаумов, ворот, ограждений с системой противопожарной защиты является заведомо невыполнимым.

Поскольку большинство домов (в особенности в регионах) часто имеет ворота или шлагбаум, но не имеет самой системы противопожарной защиты, единственным законным выходом из обязанности соблюдения требований п. 71 Правил № 1479 является дистанционное открывание при устройстве видео- и аудиосвязи с местом установки ворот или шлагбаума.

Тогда рядом с закрывающим оборудованием устанавливается вызывная панель (например, в виде домофонной кнопки), которая обеспечивает связь либо с лифтовой службой, либо с аварийно-диспетчерской службой дома, осуществляющими открывание ворот или шлагбаума (дистанционно).


Как выполнить п. 71 Правил № 1479, если в доме нет системы противопожарной защиты

Спорность этой ситуации состоит в том, что дистанционное открывание должно осуществляться в случае пожара системой противопожарной защиты. В идеале это выглядит так: случается пожар; срабатывает пожарная сигнализация; лифты едут вниз и открывают двери; одновременно открываются ворота или поднимается стрела шлагбаума для проезда пожарной спецтехники.

Однако в случае, если система противопожарной защиты в многоквартирным доме отсутствует, дистанционное открывание осуществляется уже после возникновения пожара и без участия системы противопожарной защиты (просто потому что ее не установлено в доме). Таким образом, выполнить это требование возможно, однако формулировка п. 71 Правил № 1479 обрекает управляющие организации на избирательное правоприменение и злоупотребление со стороны пожарного надзора.

Фактически открывать ворота или шлагбаум сразу в момент срабатывания пожарных извещателей в местах общего пользования нет прямой необходимости, ведь пожарная техника еще не успела приехать. И логика о последующем вызове пожарных с последующем (уже после того, как пожар случился) открыванием ворот или шлагбаума – выглядит правильной.

Однако текущая редакция п. 71 Правил № 1479 в очередной раз демонстрирует низкое качество юридической экспертизы правовой нормы: государство подставило под удар тысячи многоквартирных домов по всей стране, которые не смогут обеспечить полное выполнение п. 71 Правил № 1479 и будут выполнять эту норму косвенно, ссылаясь на дистанционное открывание без наличия самой системы противопожарной защиты. А косвенность и двоякость правовых норм всегда влечет за собой коррупцию надзорных органов и незащищенность юридических лиц.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Узаконивание перепланировки в судебном порядке: особенности судебной практики
Читать
Форс-мажоры управляющей организации и страхование ответственности по общему имуществу многоквартирного дома
Читать
Нежилые помещения: инструкция собственнику по взаимоотношениям с управляющей организацией
Читать