Блог Инфокрафт ЖКХ

Составление актов осмотра затопленной квартиры: правила, особенности и ответственность

Заливы - частое явление при управлении жилфондом. Для управляющей компании они создают дополнительные проблемы, поскольку помимо устранения самой причины аварии нужно еще и возмещать вред потребителю, если его имущество пострадало.

Процедура составления актов о заливе

Название «Акт о заливе» носит обывательский характер. Его полное название «Акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме».

Формально такой акт составляется в двух случаях:

- в случае причинения исполнителем (УК или ТСЖ) ущерба жизни, здоровью имуществу потребителя;

- в случае причинения исполнителем ущерба общему имуществу (п. 152 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354)).

Однако фактически составление акта носит заявительный характер: его делают только по обращению того, кому такой акт нужен. Практического смысла составлять акт о заливе на общем имуществе, действительно нет, т.к. вне зависимости от такого акта УК или ТСЖ обязаны устранить последствия аварии в доме.
Акт должен включать следующие обязательные сведения:

- описание причиненного ущерба;
- описание обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.

Эти два требования являются обязательными, но не полными. Целесообразно в акте также указать:

- дату, время, место составления;
- указать особое мнение УК или ТСЖ, а также потребителя (если оно есть);
- досконально описать совокупность вреда, который был причинен аварийной ситуацией.

Акт о заливе составляется исполнителем и подписывается не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. Это важная норма, которая не позволяет потребителю самостоятельно составлять подобные акты (некоторые так делают, подписывая акты у соседей как у свидетелей). Самостоятельно изготовленный потребителем акт – юридической силы не имеет, хотя его дополнительная оценка и может быть дана судом.

Что касается тайминга на составление акта в 12 часов. Зачастую это требование выполнить проблематично. Скажем, авария случилась в 18.00. Следуя дословно этому требованию акт нужно выдать жителю до 6 утра.

Поэтому УК и ТСЖ могут также руководствоваться п. 34 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Порядок № 416). Он предполагает предоставление копии такого акта в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения). Эти сроки более разумны и выполнимы.

После того, как исполнитель подготовит акт, его должен подписать потребитель. Дальше возможно два сценария:

1. Потребителя застать дома не удалось. Тогда акт подписывается помимо УК или ТСЖ двумя незаинтересованными лицами. Степень их незаинтересованности будет устанавливать суд. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй – остается у исполнителя.

2. Потребитель отказывается подписать акт в той редакции, которую предлагает исполнитель. Например, в заливе виноват потребитель, но он хочет переложить всю ответственность за причиненный вред на исполнителя. Тогда разумно предложить потребителю изложить свое особое мнение в примечании к акту, после чего подписать его. Если потребитель стоит на своем и требует подписать акт именно в его редакции, то УК или ТСЖ может подписать акт в одностороннем порядке двумя незаинтересованными лицами и направить один экземпляр такого акта потребителю.

Так, в одном из случаев жители отказались подписать акт, т.к. были не согласны с его формулировками. Суд указал, что сам по себе акт не возлагает каких-либо обязательств, в связи с чем, внесенные в акт сотрудником ТСЖ формулировки не могут быть признаны непосредственно нарушающими либо оспаривающими права, свободы или законные интересы, а требование об обязании предоставить иную редакцию акта от ТСЖ – удовлетворению не подлежат (Решение Щелковского городского суда Московской области от 29 июля 2020 г. по делу № 2-1786/2020).

Спорным вопросом является ситуация прямых договоров с поставщиками ресурса. Исполнитель – это лицо, оказывающее коммунальные услуги. Именно на него закон относит составлять акты о заливе. Но если в многоквартирном доме прямые договора, то исполнителем является поставщик ресурса и обязанность составления актов – формально на нем. Решить эту ситуацию можно следующим образом:

- если причина аварии на внутридомовых инженерных коммуникациях, то виновное лицо УК или ТСЖ; они в любом случае являются исполнителем в части содержания общего имущества, следовательно, акт составляет УК или ТСЖ

- если причина аварии – внешние сети, относящиеся на поставщика ресурса, формально акт должен составить он, но скорее всего РСО это делать не будет, а с учетом позиции Минстроя, изложенной в письме от 4 мая 2018 г. № 20073-АЧ/04 о том, что УК и ТСЖ – это «Единое окно» при прямых договорах, такая обязанность снова будет отнесена на УК и ТСЖ. Просто в этом случае нужно указать в акте на вину РСО.

Причина залива

Самым важным для управляющей организации является определение причины залива. Если залив случается на общем имуществе, то ответственность за вред несет УК или ТСЖ. А если виноват сам собственник, то все претензии адресуются к нему.

При определении причины залива нужно учитывать следующее.

1. Собственно, границу по общему имуществу, которая установлена в законе.

а) для систем холодного и горячего водоснабжения граница с УК и ТСЖ определяется на ответвлении от стояков до первого отключающего устройства (первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков). Сами запорные устройства включаются в состав общего имущества;

б) для систем водоотведения граница с УК и ТСЖ граница определяется от стояков до первых стыковых соединений. Судебной практики о том, что стыковые соединения относятся на баланс УК и ТСЖ – нет;

в) для внутридомовой инженерной системы газоснабжения граница определяется по запорному устройству внутри помещении (при его наличии), ведущему к бытовому газоиспользующему оборудованию потребителя. Запорная арматура (кран), расположенная на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию входит в состав общего имущества;

г) для внутридомовой инженерной системы отопления граница в законе четко не определена, а судебная практика противоречива. При наличии запорного устройства на радиаторе, можно говорить, что он является имуществом собственника. Но если радиатор отопления часть цельной внутридомовой системы отопления, то он однозначно отнесен в состав общего имущества;

д) для внутридомовой инженерной системы электроснабжения граница определяется по индивидуальным приборам учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, если счетчик расположен в общем тамбуре, то кабель от него до помещения жителя – находится на балансе самого жителя.

2. Факт самовольной установки потребителем инженерного оборудования. Зачастую жители самостоятельно меняют полотенцесушители или радиаторы отопления, т.е. проводят работы на общем имуществе, не имея на то права или специального разрешения.

В решении от 30 ноября 2011 г. по делу № ГКПИ11-1787 Верховный Суд РФ пояснил, что первые отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков, первые запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки от стояков не устанавливаются собственником квартиры, а монтируются при строительстве застройщиком или иной организацией при реконструкциях и ремонтах.

В случае аварии на таком оборудовании вина УК и ТСЖ не является очевидной, т.к. в силу п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В любом случае такой довод стоит заявить в суде и дополнительно проверить, хотя зачастую суды отказывают по этому доводу, указывая, что управляющей компанией не предпринимались меры к сезонному осмотру общедомового инженерного оборудования.

[B]Ответственность исполнителя коммунальной услуги

Как указывают суды, составление акта обследования квартир по истечении трех дней после залива не является основанием для признания содержащихся в нем сведений недостоверными.

Сам по себе факт неучастия ответчиков и третьих лиц при составлении акта, неполучения его копии не может служить основанием для признания данного документа недопустимым доказательством, поскольку не исключает обстоятельства, отраженные в нем (решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 28 мая 2020 г. по делу № 2-5564/2019, решение Хостинского районного суда г. Сочи от 25 февраля 2020 г. по делу № 2-278/2020).

Прямой ответственности за невыдачу акта о заливе – нет. Но поскольку такая обязанность предусмотрена Порядком № 416, невыполнение этих обязанностей может быть воспринято надзорными органами как нарушение лицензионных требований. Штраф за такое нарушение может составить 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ).

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук https://pavelkuznetzov.ru.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
В блоге пока нет сообщений
Другие публикации в блоге