• Главная
  •  > 
  • Блог Инфокрафт ЖКХ
  •  > 
  • Новый порядок привлечения к административной ответственности (июль 2022): как УК снизить штраф или отменить его

Блог Инфокрафт ЖКХ

Новый порядок привлечения к административной ответственности (июль 2022): как УК снизить штраф или отменить его

В июле 2022 года были приняты поправки в КоАП РФ, которые позволяют снижать штрафы управляющим компаниям и ТСЖ. Оценки этого события противоречивы. С одной стороны, УК и ТСЖ смогут вздохнуть и минимизировать административные придирки, за которые их больно наказывают рублем. С другой стороны, минимизация штрафов может привести к безнаказанности в части жилищного надзора. Ведь проверки сейчас практически не проводятся, а теперь еще и штрафы будут минимальны. Нерадивым УК это развяжет руки, чтобы нарушать.

В чем суть поправок в КоАП РФ

Новые нормы введены Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ. Он изменил ряд статей в КоАП РФ в части назначения административного наказания.

1. Стало возможно менять штраф на предупреждение. Такая практика была и раньше, но теперь прямо прописали, что если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено КоАП РФ, то все равно штраф можно заменить на предупреждение при выполнении ряда условий следующим организациям:

- если домом управляется некоммерческая организация. К этой группе в полной мере относятся ТСЖ или ЖСК;
- субъектам малого и среднего предпринимательства лицу. Чтобы УК считалась малым предприятием, нужно чтобы в ее штате работало не более 100 человек, а объем дохода не превышал 800 млн рублей. В случае среднего предприятия – речь идет про 250 человек и 2 млрд рублей дохода, соответственно.

Предупреждение – это не штраф, а официальное порицание физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (п. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

2. Если штраф должен был быть назначен при проведении проверки (плановой или внеплановой), а сумма штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, то возможно назначение минимальной суммы штрафа в случае, если УК/ТСЖ:

- предотвратило вредные последствия административного правонарушения;
- добровольное возместило причиненный ущерб или добровольно устранило причиненный вред.

Скажем, если на парапете многоквартирного дома были сосульки, а до назначения административного наказания, сосульки были сбиты, то сумма штрафа должна быть минимальна (п. 5 и 6 ст. 4.2 КоАП РФ). Другая распространенная практика (которая уже пошла в июле 2022), когда пожарники приходят штрафовать УК за кладовки в МОПах, а УК до получения штрафа пишет заявление в полицию о самозахвате МОПов неустановленными лицами, инспекторы это учитывают при снижении суммы штрафа на минимальный.

3. Если правонарушение при проведении проверки было выявлено впервые, то осуществляется замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ). Однако это правило применяется только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Хотя госорганы могут захотеть трактовать условие «угрозы причинения вреда» – расширенно.

Также первичное правонарушение не может быть заменено на предупреждение, если штраф назначен за:

- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.5 КоАП РФ);

- непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ).

Важно, что если законом субъекта установлено какое-либо дополнительное наказание, а административный штраф был заменен на предупреждение, то штраф все равно не налагается (п. 3 ст. 4.1.1 КоАП РФ).

4. Должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и возбудившее дело об административном правонарушении – не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении (за исключением назначения административного наказания без составления протокола) (ст. 28.6 КоАП РФ).

5. В случае несоблюдения УК обязательных лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом. То есть, обязательно участие в проверке лицензиата (п. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

6. В случае назначение штрафа УК/ТСЖ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев (п. 1 ст. 31.5 КоАП РФ).

7. Самое интересное – возможность оплатить штраф с 50%й скидкой. В первые 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, он может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа (п. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ). Это условие применимо не ко всем статьям КоАП РФ, но к тем основным, от которых участники рынка ЖКХ-услуг страдают чаще всего – применимо.

Оценка изменений

Либерализация и гуманизация административной ответственности – не может не радовать цех. С одной стороны, давно пора, с учетом текущей экономической ситуации. УК и ТСЖ – непросто и лишних денег на штрафы у нас нет. Теоретически можно полагать, что сэкономленные на выплате штрафа средства будут потрачены на содержание жилфонда.

В то же время – есть серьезные опасения относительно этих мер по гуманизации: ведь проверки запрещены, а значит функция контроля частично парализована. Поэтому оправданы опасения, что те, кто работал плохо, так же и будут работать. Ведь суммы штрафов можно переводить на минимальные, да еще и оплачивать их со скидкой. А с учетом того, что внеплановые проверки сейчас существенно ограничены, права жителей могут пострадать.

В такой ситуации жилищные инспекции будут лишь разводить руками:
- ведь проверять через внеплановые проверки не получится;
- а заменить денежный штраф на предупреждение – вполне себе возможно. Да и само предупреждение можно долго оспаривать в суде.

Поэтому опасения того, что гуманизация административной ответственности приведет к процветанию бардака на фоне ослабленных механизмов жилищного контроля и надзора – не лишены здравого смысла. По всей видимости, государству пора заканчивать свой мораторий на проверки и разморозить его как минимум в отношении тех УК, которые находятся в зоне повышенного риска, т.е. на которые больше всего жалоб.

Безнаказанность в сфере жилищного управления способна перерасти в серьезный кризис бесправия в многоквартирных домах (по аналогии с тем, который сейчас происходит с апартаментами, где собственники совершенно бесправны им неподнадзорны), что создаст государству дополнительные проблемы и хлопоты. А для жителей это не сулит ничего, кроме понижения качества сервиса и оказываемых услуг.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Эту запись ещё никто не прокомментировал, станьте первым
Другие публикации в блоге
Операторы связи и интересы жителей: как УК балансировать между ними
Читать
Создание собственной локальной УК для управления жилым комплексом: как это можно было бы реализовать и запустить
Читать
Делать ли в доме ТСЖ, его плюсы, минусы и риски работы: взгляд ТСЖ-практика
Читать